Напишите нам
если у вас есть вопрос по целевым капиталам
Ваш вопрос
Часто
Задаваемые
Вопросы

Аудит НКО – собственника целевого капитала
Может ли фонд, сформировавший целевой капитал, не проводить аудит?

1 января 2021г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2020 № 476-ФЗ «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», предусматривающий изменение порядка проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности фондов.

Новый порядок:
  • предусматривает освобождение фондов от проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, в случае если поступление имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному, не превышает 3 млн. рублей;
  • устанавливает проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности фондов, в случае, если поступление имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному, превышает 3 млн. рублей;
  • не распространяется на специализированные фонды управления целевым капиталом.
Это означает, что с 1 января 2021:
  • фонды, общественные фонды и благотворительные фонды, в том числе являющиеся собственниками целевого капитала, обязаны проводить аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, если поступление имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному, превысило 3 млн. рублей;
  • специализированные фонды управления целевым капиталом обязаны проводить ежегодный аудит лишь в случае, если балансовая стоимость имущества, составляющего целевой капитал, на конец отчетного года превышает 20 млн. рублей.
Указанные изменения вступают в силу с 1 января 2021 года в отношении отчетности, начиная с отчетности за 2020 год. При этом если организация уже заключила договор на проведение обязательного аудита и по нему начато исполнение, то новые правила будут применяться в отношении отчетности начиная с отчетности за 2021 год.






Отчетность НКО – собственника целевого капитала
Какую отчетность/информацию и в какие сроки должны сдавать/предоставлять НКО-собственники целевого капитала?

Некоммерческие организации – собственники целевого капитала сдают общую отчетность, обязательную для всех некоммерческих организаций, а также специальную отчетность, предусмотренную для собственников целевого капитала.

К общей относится отчетность, направляемая в:

1. Министерство юстиции РФ ежегодно*:
  • для всех НКО (кроме общественных организаций)
  • формы № ОН0001, № ОН0002 - за 2020 не позднее 15 июля 2021г. (только в 2021 году, обычно до 15 апреля!)
  • заявление в произвольной форме о продолжении деятельности, если к некоммерческой организации применим упрощенный порядок представления отчетности - не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным. Упрощенный порядок применяется если:
  • среди учредителей, участников и членов некоммерческой организации нет иностранных граждан или организаций, а также лиц без гражданства;
  • некоммерческая организация не имела в течение отчетного года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников;
  • если поступления имущества и денежных средств некоммерческой организации в течении года составили до 3 миллионов рублей.
  • Для благотворительных организаций дополнительно предусмотрено представление ежегодного отчета о своей деятельности в произвольной форме – до 30 марта года, следующего за отчетным.
  • Для общественных организаций – за 2020 не позднее 15 июля 2021г. (только в 2021 году, обычно до 15 апреля!)
  • форма № ОН0003
  • сообщение о продолжении деятельности, с указанием места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях в объеме сведений, включаемых в ЕГРЮЛ.
2. Пенсионный фонд России:
2.1. СЗВ-М ежемесячно - до 15 числа месяца, следующего за отчетным, подается на всех сотрудников, с которыми НКО заключила трудовые договоры или договоры гражданско-правового характера.
2.2. СЗВ-ТД:
  • в течение 1 рабочего дня со дня наступления события: приема на работу/увольнения.
  • не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем, в котором получено заявление от работника (выбор ЭТК или заявка на выписку о трудовом стаже).
  • не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем, в котором оформлено кадровое изменение (кроме приема и увольнения). Например, перевод на новую постоянную должность или отстранение от работы по судебному решению.
  • СЗВ-СТАЖ - сведения о страховом стаже работников работодатели представляют один раз в год – не позднее 1 марта.
3. ФНС России:
  • отчетность при УСН сдается 1 раз в год - до 31 марта года, следующего за отчетным;
  • бухгалтерская отчетность (баланс, отчет о прибылях и убытках и отчет о целевом финансировании) – до 31 марта года, следующего за отчетным.
  • расчет по страховым взносам – ежеквартально – до 30 числа месяца, следующего за отчетным;
  • декларация по форме 6-НДФЛ – ежеквартально, не позднее последнего числа месяца, следующего за отчётным кварталом, годовой – не позднее 1 марта.
4. Фонд социального страхования:
4.1. форма 4-ФСС, ежеквартально, но если направляете в бумажной форме, то до 20 числа месяца, следующего за истекшим кварталом, если по электронным каналам связи, то до 25 числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

5. Федеральную службу государственной статистики:
5.1. отчетность определяется индивидуально для каждой НКО на сайте в сети Интернет: для этого нужно заполнить коды ОКВЭД.

К специальной относится следующая отчетность:
Годовой отчет о формировании и пополнении целевого капитала и об использовании, о распределении дохода от целевого капитала утверждается не позднее 6 месяцев после окончания отчетного года – размещается на сайте НКО в сети Интернет в течение 10 дней с даты его утверждения или внесения изменений.

Информация, предоставляемая жертвователям, их наследникам или иным правопреемникам о формировании целевого капитала, пополнении целевого капитала, о доходе от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, об использовании дохода от такого целевого капитала – срок устанавливается договором пожертвования.

Подробнее об отчетности, направляемой в Минюст России.



Какие документы/информация и в каком порядке должна размещать НКО – собственник ЦК на своём сайте в сети «Интернет»?


Федеральный закон «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» № 275-ФЗ предусматривает случаи обязательного размещения НКО – собственником ЦК определенных документов и информации на своём сайте. Таких случаев в законе всего два.

Первый из них касается размещения годового отчета о формировании и пополнении целевого капитала и об использовании, о распределении дохода от целевого капитала (п. 3 ст. 12 275-ФЗ). Данный отчет подлежит размещению на сайте НКО в течение 10 дней с даты его утверждения высшим органом НКО или внесения в него изменений.

Второй случай касается размещения документов и информации в связи с принятием НКО решения о публичном сборе денежных средств на формирование/пополнение ЦК (п. 5 ст. 11 275-ФЗ). В этом случае размещению на сайте подлежат:
1) устав НКО, свидетельство о государственной регистрации и постановке НКО на учет в налоговом органе;
2) сведения об адресе НКО, содержащемся в ЕГРЮЛ (он должен совпадать с фактическим);
3) стандартная форма договора пожертвования для публичного сбора пожертвований (образец договора есть по ссылке: https://endowment.lawcs.ru/documents);
4) финансовый план НКО (образец финпала есть по ссылке: https://endowment.lawcs.ru/documents);
5) сведения о численном и персональном составе совета по использованию целевого капитала;
6) сведения об управляющей компании и аудиторской организации с указанием их наименований, их адресов (места нахождения);
7) информация о величине административно-управленческих расходов НКО, о доле указанных расходов, финансируемых за счет дохода от целевого капитала;
8) отчет о формировании целевого капитала и об использовании, о распределении дохода от целевого капитала за три последних отчетных года или, если с момента формирования целевого капитала прошло менее трех лет, за каждый завершенный отчетный год с момента его формирования.

Сроки размещения документов/информации в данном случае зависят от того, для какой цели осуществляется публичный сбор – формирования или пополнения ЦК.
При публичном сборе на пополнение ЦК все документы размещаются на сайте одновременно с объявлением о публичном сборе.

При публичном сборе на формирование ЦК – одновременно с объявлением о публичном сборе размещаются не все документы. Документы, указанные в пунктах 4, 6 – 8 размещаются после их утверждения высшим органом НКО.

Если в документы/информацию вносились изменения, либо они утверждались уже после принятия решения о публичном сборе пожертвований, размещение на сайте производится в срок не позднее трех дней после дня их утверждения/изменения.





Органы управления НКО – собственника целевого капитала
Кто может входить в состав органов управления НКО — собственника целевого капитала?

В соответствии с ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 30.12.2006 № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» Совет по использованию целевого капитала/Попечительский совет (далее - Совет) формируется из числа представителей некоммерческой организации - собственника целевого капитала, представителей получателей дохода от целевого капитала, жертвователей (их представителей), граждан и представителей юридических лиц, имеющих заслуги перед обществом, авторитет и (или) достижения в области деятельности, соответствующей целям деятельности некоммерческой организации. При этом представители некоммерческой организации - собственника целевого капитала могут составлять не более 1/3 состава Совета.

На наш взгляд, член высшего органа управления некоммерческой организации не во всех случаях может рассматриваться в качестве представителя некоммерческой организации-собственника целевого капитала. Например, если некоммерческая организация планирует включить в состав Совета члена высшего органа управления и в протоколе о формировании состава Совета не уполномочивает члена высшего органа управления быть представителем некоммерческой организации -собственника целевого капитала, то в таких случаях требование к составу Совета о соблюдении 1/3 на представителей некоммерческой организации – собственников целевого капитала не распространяется.


Если в специализированном фонде несколько ЦК, можно ли образовать для каждого ЦК свой Совет по использованию ЦК?

В специализированном фонде наряду с Попечительским советом может быть создан Совет по использованию каждого целевого капитала. В специализированном фонде функции Совета по использованию целевого капитала осуществляет Попечительский совет.

Таким образом, получается, что в специализированном фонде Попечительский совет является органом:
1.надзора, то есть осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства (п. 4 ст. 123.19 ГК РФ);
2.осуществляющим контроль за формированием целевого капитала, а также использованием и распределением дохода от целевого капитала. В его компетенцию входит: предварительное согласование финансового плана, определение назначения и целей использования дохода от целевого капитала, получателей дохода от целевого капитала, предварительное одобрение стандартной формы договора пожертвования при публичном сборе денежных средств на формирование/пополнение целевого капитала и т.д. (ч. 4 ст. 9 Федерально закона от 30.12.2006 № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»).

При этом в соответствии с ч. 3 ст. 9 Федерально закона от 30.12.2006 № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» некоммерческая организация, сформировавшая несколько целевых капиталов, вправе создать Совет по использованию каждого целевого капитала.

Это означает, что в случае формирования в специализированном фонде несколько целевых капиталов, он вправе создать Совет по использованию каждого целевого капитала. Например, специализированный фонд "Гранит науки" формирует два целевых капитала для распределения дохода от него между двумя разными получателями дохода от целевого капитала - учреждениями высшего образования и, соответственно, создает два Совета по использованию целевого капитала, в каждый из которых входят представители соответствующего вуза. При этом важно, чтобы такая возможность была предусмотрена уставом специализированного фонда.


Кто важнее: жертвователь или член Совета по использованию ЦК/Попечительского совета?

Всё зависит от условий договора пожертвования / завещания — если в договоре или завещании предусмотрено, что жертвователь определяет назначение, цели использования дохода от целевого капитала, получателей дохода от целевого капитала, объём выплат за счет дохода от целевого капитала, периодичность и порядок их осуществления, то жертвователь важнее, если же решение указанных вопросов договором или завещанием отнесено к компетенции Совета по использованию ЦК/Попечительского совета и если на этапе формирования целевого капитала указанные вопросы не определены, то можно сказать, что Совет по использованию ЦК/Попечительский совет в решении указанных вопросов важнее жертвователя.

Жертвователь может быть включен в состав Совета по использованию ЦК/Попечительского совета, если он пожертвовал более 10 % балансовой стоимости имущества, составляющего целевой капитал, на последнюю отчетную дату. Совет по использованию ЦК/Попечительский совет — коллегиальный орган, следовательно, его решения принимаются большинством голосов членов, присутствующих на заседании. При этом Федеральный закон от 30.12.2006 № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» не предусматривает специальных прав для жертвователей, вошедших в состав Совета по использованию ЦК/Попечительский совет.

Это означает, что все члены Совета по использованию ЦК/Попечительского совета имеют равные права и обязанности. Следовательно, при определении Советом по использованию ЦК/Попечительским советом целей использования дохода от целевого капитала, получателей дохода от целевого капитала, объёма выплат за счет дохода от целевого капитала, периодичности и порядка их осуществления, если эти условия не определены договором пожертвования или завещанием, такие условия будут определены большинством голосов членов, присутствующих на заседании Совета по использованию ЦК/Попечительского совета.


Предусмотрена ли законом ответственность специализированного фонда управления целевым капиталом за неизбрание Попечительского совета, если процедура формирования целевого капитала не была инициирована?

Попечительский совет является обязательным органом для любого фонда, его отсутствие может являться основанием для ликвидации специализированного фонда управления целевым капиталом.

В соответствии с п. 4 ст. 123.19 Гражданского кодекса РФ Попечительский совет является обязательным органом фонда, так как он осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства.

В специализированном фонде управления целевым капиталом Попечительский совет помимо надзорных полномочий выполняет также и функции совета по использованию целевого капитала. Учитывая положения гражданского законодательства, надзорные полномочия Попечительского совета являются первостепенными.

Это означает, что Попечительский совет специализированного фонда управления целевым капиталом должен быть сформирован при принятии учредителями решения о создании организации. Персональный и численный состав Попечительского совета должен быть отражен в протоколе учредительного собрания/решении единственного учредителя.

В практике встречаются случаи, когда фондам удается зарегистрировать устав с возможностью избрания Попечительского совета после регистрации, но такие случаи малочисленны и маловероятны.

Учитывая, что Попечительский совет является обязательным органом для любого фонда, его отсутствие может являться основанием для ликвидации специализированного фонда управления целевым капиталом в судебном порядке.


Сколько членов должно быть в составе Совета по использованию целевого капитала/Попечительского совета?

Федеральный закон № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» не содержит требований к максимальной/минимальной численности совета по использованию целевого капитала/Попечительского совета (далее – Совет). В ч. 1 ст. 9 275-ФЗ указано, что порядок формирования Совета определяется, в том числе, учредительными документами НКО. Следовательно, данный вопрос может быть урегулирован уставом организации.

Для того, чтобы определить оптимальную численность Совета, необходимо иметь в виду следующее.
1. Совет, как следует из 275-ФЗ, орган коллегиальный, а значит, в его составе должно быть не менее 2 членов.

2. 275-ФЗ устанавливает некоторые ограничения по наполнению Совета. В частности, представители НКО-собственника ЦК не могут составлять более 1/3 членов Совета. А значит, если мы хотим включить в состав Совета представителей НКО, сформировавшей ЦК (что целесообразно сделать), то членов данного органа должно быть, как минимум, три. В противном случае, НКО рискует нарушить запрет, установленный ч. 5 ст. 9 275-ФЗ.

3. Для принятия решений Советом необходим кворум в размере более половины его членов, а для принятия им решений необходимо большинство голосов (ч. 8 ст. 9 275-ФЗ). А это значит, что при наличии в составе Совета четного количества членов, это может привести к «дэдлоку» – ситуации, при которой принятие решений блокируется из-за неявки кого-то из членов органа на заседание или равного количества голосов «за» и «против». Чтобы этого избежать, разумно формировать Совет в нечетном количестве: 3, 5, 7 и т.д.

4. Не стоит включать в устав сведения о предельном (максимальном) количестве членов Совета, так как есть ситуации, когда вы обязаны включить нового члена по его требованию в состав Совета (ч. 6 ст. 9 275-ФЗ) и если уставом установлено предельное количество его членов, то придется либо менять устав, либо исключать кого-то из уже избранных членов совета.

Таким образом, оптимальное минимальное количество членов Совета, допускаемое законом, – три. Удобными и не слишком обременительными будут варианты с численностью в пять или семь членов Совета. Большее число членов может привести к сложностям в сборе заседаний Совета и принятии им решений.



Какие права есть у учредителя специализированного фонда управления целевым капиталом?

Законодательство устанавливает, что управление деятельностью специализированного фонда управления целевым капиталом осуществляется через его органы – высший орган, попечительский совет, единоличный исполнительный орган.

При этом Федеральный закон от 30.12.2006 N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» не уделяет внимания фигуре учредителя НКО – собственника ЦК, в связи с чем на практике возникает вопрос, есть ли у данного лица какие-то полномочия или его фигура имеет значение только на стадии учреждения НКО, а в процессе деятельность организации он никак не участвует. Наибольшую значимость этот вопрос приобретает в случае, если учредитель спецфонда одновременно является получателем дохода от ЦК.

Учредителями специализированного фонда могут быть как физические, так и юридические лица; у фонда может быть как несколько учредителей, так и единственный учредитель. Вне зависимости от их статуса и количества, учредитель/учредители могут иметь следующие права в отношении учрежденного спецфонда.

К полномочиям учредителя специализированного фонда может быть отнесено принятие решения об изменении устава фонда (п. 1. ст. 123.19 ГК РФ), если этот вопрос не отнесен к исключительной компетенции высшего коллегиального органа управления фонда.

Из закона прямо следует исключительное право учредителя фонда на принятие в состав фонда нового учредителя/учредителей (ч. 4 ст. 15 Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Учредитель фонда вправе, наряду с другими заинтересованными лицами, обращаться в суд с требованием о ликвидации фонда (п. 2 ст. 123.20 ГК РФ).

Учредитель фонда вправе делать регулярные и/или единовременные имущественные взносы в пользу фонда (ч. 1 ст. 26 Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Так как иное не установлено законом, учредитель фонда может входить в состав коллегиальных органов фонда и быть его руководителем (единоличным исполнительным органом).

Кроме того, уставом фонда можно предусмотреть и иные полномочия его учредителя, которые не будут вторгаться в компетенцию иных органов управления. Например, право присутствовать на всех заседаниях органов управления и/или контроля, предлагать к реализации проекты и программы и т.п.

Доверительное управление имуществом, составляющим целевой капитал
Что происходит с целевым капиталом, если в отношении управляющей компании введена процедура несостоятельности (банкротства)?

В случае введения в отношении управляющей компании процедуры несостоятельности (банкротства) договор доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, прекращает свое действие (п. 1 ч. 12 ст. 16 Федерального закона от 30.12.2006г. № 275-ФЗ «О порядке формирования целевого капитала некоммерческих организаций» (далее — Закон о целевом капитале)).

В данном случае имущественным последствием прекращения договора является возврат имущества, составляющего целевой капитал, его собственнику — некоммерческой организации. Порядок и условия возврата целевого капитала должны быть согласованы сторонами прекратившегося договора, так как в Законе о целевом капитале специальных правил на этот счет не установлено.

При этом управляющая компания не отвечает по своим обязательством имуществом, составляющим целевой капитал, поскольку оно не переходит в её собственность (ч. 4 ст. 16 Закона о целевом капитале).

В Федеральном законе от 30.12.2006г. № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (далее — Закон о целевом капитале) такой орган прямо не установлен. Например, в случае доверительного управления имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, таким органом является специализированный депозитарий. Он осуществляет контроль за распоряжением имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд и действует исключительно в интересах акционеров акционерного инвестиционного фонда и владельцев инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда. В отношении целевого капитала, таких норм в Законе о целевом капитале не предусмотрено.

При осуществлении деятельности по доверительному управлению имуществом, составляющим целевой капитал, управляющая компания несет установленную Законом о целевом капитале, иными федеральными законами и договором доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, ответственность, а именно за соответствие доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, требованиям Закона о целевом капитале, иным федеральным законом и договора доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал (подп. 3 ч. 1 Закона о целевом капитале).

Ответственность, которая может наступить за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора доверительного управления, является гражданско-правовой. Основанием для наступления такой ответственности является наличие состава гражданского правонарушения в действиях управляющей компании. Его обязательными элементами являются наличие убытков и совершение противоправных действий со стороны управляющей компании. Обязанность обосновать факт наличия убытков лежит на учредителе управления - НКО. При этом она должна руководствоваться ст. 15 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ). Согласно этой норме убытки - это денежное выражение имущественного вреда, причиненного должником кредитору вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязательства. ГК РФ говорит о двух видах убытков — реальном ущербе и упущенной выгоде.


Как выбрать управляющую компанию: критерии выбора?

Управляющая компания играет в жизни целевого капитала значимую роль. От того, насколько эффективно будет осуществляться доверительное управление имуществом, составляющим целевой капитал, будет зависеть его доходность, а значит — возможность НКО-получателя дохода регулярно реализовывать свои проекты, финансируемые за счет дохода от целевого капитала.
Поэтому важно очень внимательно подойти к вопросу выбора управляющей компании. На что же обратить внимание в этом вопросе?

Во-первых, начнем с азов. УК должна соответствовать критериям, установленным в законе: УК может быть только акционерное общество, общество с ограниченной (дополнительной) ответственностью, созданные в соответствии с законодательством РФ. Кроме того, такая организация должна иметь соответствующую лицензию: на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами или на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами. Поэтому, в первую очередь необходимо обратить внимание на организационно-правовую форму и наличие соответствующей лицензии у УК.

Во-вторых, не лишним будет обратить внимание на опыт УК в сфере управления имуществом, составляющим целевой капитал. Разумно выбрать ту УК, которая имеет долгий и успешный опыт в этой сфере, так как инвестиционные стратегии могут быть различными и, выбирая их, управляющая компания должна понимать специфику эндаументов.

В-третьих, стоит обратить внимание на информацию из открытых источников: почитать отзывы об УК, изучить её годовые отчеты и иные официальные сведения. Можно, например, изучить открытые рейтинги управляющих компаний.



Что делать, чтобы досрочно сменить управляющую компанию?

В первую очередь следует расторгнуть договор с управляющей компанией (далее УК), в доверительное управление которой передано имущество, составляющее целевой капитал (далее – ЦК). Это можно сделать либо заключив соглашение с УК о досрочном расторжении договора, т.е. расторгнуть договор по соглашению сторон, либо отказавшись от него в одностороннем порядке.

Отказаться в одностороннем порядке от договора доверительного управления (далее – ДДУ) можно по основаниям, установленным в законе (ч. 14 ст. 16 Федерального закона 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»), к которым относится: несоблюдение УК установленных 275-ФЗ требований к порядку доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал; принятия решения о расформировании целевого капитала.
Досрочное расторжение такого договора также возможно по иным основаниям, установленным в расторгаемом ДДУ. Следует обратиться к тексту ДДУ и проверить, какие основания для его расторжения в нём предусмотрены. Скорее всего, в договоре будут указаны не только основания, но и порядок расторжения договора: форма и срок направления уведомления об отказе от ДДУ. Если договором форма и порядок направления такого уведомления не предусмотрены, то сделайте это в письменной форме, путём направления подписанного руководителем НКО или уполномоченным доверенностью лицом уведомления об отказе от ДДУ в адрес УК заказным (а лучше – ценным с описью) письмом, либо вручения его лично представителю УК. Уведомление необходимо направлять за три месяца до прекращения договора, если договором не предусмотрен иной срок уведомления (п. 2 ст. 1024 ГК РФ).

После расторжения ДДУ имущество, составляющее целевой капитал, должно быть возвращено НКО c собственнику ЦК. После его возврата НКО может передать имущество новой УК, предварительно заключив с ней ДДУ.
Кроме того, возможна и напрямую передача имущества, составляющего ЦК, от одной УК к другой, при условии, что это будет оговорено в соглашении о расторжении договора с нынешней УК и будет заключен к тому моменту ДДУ с новой УК, либо такая возможность прямо установлена нынешним ДДУ (п. 3 ст. 1024 ГК РФ).

Имущество, составляющее целевой капитал
Является ли доход от целевого капитала иностранным источником? Возможно ли включение НКО-собственника целевого капитала в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента (далее — ИА)?

Да, доход от целевого капитала может быть иностранным источником, а неспециализированная НКО-собственник целевого капитала может быть включена в реестр НКО, выполняющих функции ИА.

Доход от целевого капитала может быть иностранным источником, если:
• целевой капитал формировался или пополнялся за счёт пожертвований, имеющих иностранное происхождение*, например, иностранный гражданин пожертвовал 3 миллиона рублей и сформировал целевой капитал для защиты окружающей среды.
• управляющая компания разместила денежные средства, составляющие целевой капитал, в иностранные ценные бумаги.

Соответственно, доход от целевого капитала, полученный НКО после завершения отчетного периода, имеет юридические основания признаваться иностранным источником. Если неспециализированная НКО-собственник целевого капитала имеет иностранные источники и осуществляет деятельность, подпадающую под определение политической, то такая организация может быть включена в реестр НКО, выполняющих функции ИА.

Обращаем внимание, что специализированный фонд управления целевым капиталом, несмотря на наличие иностранных источников, не может быть признан НКО, выполняющей функции ИА, поскольку он создается исключительно для формирования, использования и распределения дохода от целевого и никакой другой деятельности осуществлять не может.

* Денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников либо действующих в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества.


Что происходит с недвижимым имуществом в случае расформирования целевого капитала?

В случае расформирования целевого капитала недвижимое имущество, составляющее целевой капитал, должно быть продано управляющей компанией.

В соответствии с ч. 16 ст. 16 Федерального закона от 30.12.2006 № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» в случае расформирования целевого капитала недвижимое имущество, составляющее целевой капитал, должно быть продано управляющей компанией в течение 6 месяцев со дня прекращения действия договора доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, а полученные денежные средства должны быть переданы некоммерческой организации. При этом законом не установлен порядок продажи недвижимого имущества.

Порядок распоряжения имуществом, составляющим целевой капитал, определяется договором пожертвования, завещанием или решением Совета по использованию целевого капитала/Попечительским советом. Если этот порядок не определен указанными выше документами, то высший орган управления по согласованию с Советом по использованию целевого капитала/Попечительским советом вправе принять одно из решений:
• о передаче оставшейся части имущества, составлявшего целевой капитал, другой некоммерческой организации для формирования или пополнения сформированного целевого капитала;
• об использовании оставшейся части имущества, составлявшего целевой капитал, в соответствии с финансовым планом.


Каковы особенности завещания, как источника формирования целевого капитала?

Наиболее частым и привычным источник формирования и пополнения целевых капиталов является договор пожертвования. Но не будем забывать, что Федеральный закон № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» предусматривает возможность использовать для этих целей и другую сделку — завещание. Как показывает практика, данный способ формирования/пополнения целевых капиталов вызывает немало вопросов, поэтому давайте разберемся, в чем его особенности.

Завещание должно быть составлено в письменной форме, собственноручно подписано завещателем, и в обязательном порядке заверено нотариусом. Несоблюдение нотариальной формы завещания влечет его ничтожность.

На основании завещания можно передавать имущество как на формирование, так и на пополнение целевого капитала. Соответственно, завещаны могут быть как денежные средства (на формирование и на пополнение ЦК), так и ценные бумаги и/или недвижимое имущество (только на пополнение сформированного ЦК).

275-ФЗ предусматривает необходимость указания в завещании конкретики: имущество завещается в целях формирования или пополнения целевого каптала – в противном случае завещанное имущество нельзя будет использовать в этих целях, также в завещании указывается конкретный наследник (некоммерческая организация).

Узнать о том, что в пользу НКО составлено завещание, возможно не иначе как от самого наследодателя. Получить имущество по завещанию можно только после открытия наследства путём совершения установленных законом действий. Наследство открывается со смертью наследодателя (завещателя), но фактически приобрести его в собственность можно только по истечении 6 (шести) месяцев с этого момента.

Однако для принятия наследства необходимо в шестимесячный срок (т.е. до истечения указанного срока) с момента открытия наследства подать соответствующее заявление о принятии наследства. Обратите внимание, если данный срок пропущен, восстановить его возможно только в судебном порядке и только при наличии уважительных причин для пропуска этого срока, что является крайне проблематичным и обременительным.

Подается такое заявление по месту открытия наследства. Местом открытия наследства является муниципальное образование (населенный пункт), в котором завещатель постоянно проживал (по общему правилу, это адрес регистрации по месту жительства) на момент открытия наследства, т.е. на момент смерти. Заявление необходимо подать одному из нотариусов, который осуществляет свою деятельности в населенном пункте, который является местом открытия наследства – им не обязательно должен быть нотариус, заверивший завещание. Заявление о принятии наследства также совершается в письменной форме и заверяется нотариусом.

После подачи такого заявления нотариусу и по истечении 6 (шести) месяцев со дня открытия наследства, наследнику (НКО) будет выдано свидетельство о праве на наследство по завещанию. В случае, если по завещанию передано недвижимое имущество и/или ценные бумаги, на основании выданного свидетельства должна быть произведена регистрация перехода прав на данное имущество к НКО. А безналичными денежными средствами можно будет распоряжаться сразу после получения названного свидетельства.

Кроме того, если завещана недвижимость и/или ценные бумаги, некоммерческая организация (наследник) должна определить сумму первоначальной оценки такого имущества – о том, как это сделать, мы расскажем в следующих наших публикациях.



Каков порядок оценки неденежного имущества, передаваемого на пополнение целевого капитала?

Как следует из ч. 3 ст. 4 Федерального закона № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» договором пожертвования, заключенным между жертвователем и некоммерческой организацией, или завещанием может быть предусмотрена передача для пополнения сформированного целевого капитала ценных бумаг, соответствующих критериям, установленным ч. 1 и 2 ст. 15 275-ФЗ, и (или) недвижимого имущества.

Как следует из ч. 3.1. ст. 4 275-ФЗ, в этом случае в договоре пожертвования должна быть определена сумма первоначальной оценки имущества.

Первоначальная оценка в отношении недвижимого имущества признается равной рыночной стоимости такого имущества, определенной на основании данных об оценке такого имущества.

В отношении ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, сумма первоначальной оценки признается равной средневзвешенной цене, сложившейся на данном рынке по результатам торгов организатора торговли на рынке ценных бумаг на дату, предшествующую дате заключения договора пожертвования. В отношении иных ценных бумаг сумма первоначальной оценки признается равной рыночной стоимости таких ценных бумаг, определенной на дату, предшествующую дате заключения договора пожертвования, на основании данных об оценке таких ценных бумаг.

Оценку во всех названных случаях должен проводит независимый оценщик, имеющий соответствующую квалификацию и допуски к осуществлению оценочной деятельности, с которым заключается отдельный договор на проведение оценки соответствующих объектов.

Оценка должна проводиться в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Результатом её проведения становится отчет об оценке рыночной стоимости имущества, составляемый в письменной в форме.

Закон прямо не предписывает, на ком лежит бремя несения расходов по проведению оценки. Соответственно, эти расходы могут быть отнесены как на Жертвователя, так и НКО.

В том случае, если неденежное имущество получено НКО на основании завещания, НКО определяет сумму первоначальной оценки такого имущества в аналогичном порядке, но на день открытия наследства. В этом случае, очевидно, расходы по оценке несёт НКО.

Материалы распространяются по лицензии Creative Commons. Вы можете использовать любые тексты Ассоциации «Юристы за гражданское общество», не спрашивая разрешения. Единственное условие — необходимо указать Ассоциацию в качестве источника и поставить ссылку на наш сайт.